Прокат не для всех

Прокат не для всех

29.08.2018
Рынок каршеринга в России быстро растет — с сентября прошлого года количество доступных машин увеличилось втрое, до 13 тыс. штук, а число операторов только в столичном регионе выросло до шестнадцати. Рост популярности сервисов аренды привлек на рынок каршеринга более обеспеченных клиентов, операторы начали предлагать услуги более высокого класса и автомобили премиального сегмента. При этом понятия о премиальности у операторов отличаются, а входной билет в премиальный каршеринг иногда оказывается весьма недешев.

Выбор автомобилей

Премиальный сервис пока развивается только в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. "Делимобиль" еще в прошлом году предлагал избранным клиентам 180-сильный Audi TT и Ferrari F430 Spider мощностью 490 л. с., однако в свободной аренде эти машины не появлялись. Первым массовым оператором премиум-каршеринга стал BelkaCar, который открыл подразделение BelkaBlack и предложил клиентам Mercedes-Benz CLA и Mercedes-Benz GLA. За год в сегмент пришли еще несколько столичных компаний.

Из всего разнообразия моделей компании YouDrive премиальными можно считать компактвэны BMW второй серии, хэтчбеки Mercedes-Benz A-Class и кроссоверы BMW X2. Особняком стоят семь хэтчбеков BMW i3, которые имеют статус электрокаров, хотя, по сути, являются гибридами и не требуют обязательной зарядки. Оператор Anytime Black предлагает Audi Q3 и Audi A3, а также BMW 320i. Оператор "МатрешCar" специализируется на автомобилях Mazda, но параллельно развивает премиальное направление с BMW третьей и второй серий, MINI Countryman, Jaguar XE и Kia Stinger. В парке Car5 есть 30 седанов бизнес-класса Genesis G80, которые кроме поминутной предлагаются в почасовую или суточную аренду.

Однако самым крупным игроком рынка премиум-каршеринга может стать "Яндекс.Драйв". Помимо сравнительно доступных Audi A3 и Q3 он закупил 500 автомобилей Mercedes E-класса и BMW 5-Series, десять Porsche Macan и два Porsche 911 Carrera 4S. Эти машины имеют очень аккуратную оклейку, а воспользоваться ими могут только опытные пользователи с большим стажем и "хорошим" профилем без штрафов и аварий.

Почем прокат

Аренда премиальных машин сравнительно массового сегмента дороже примерно на 50% (12-14 руб. против стандартных 8 руб.), а стоимость моделей бизнес-класса может лежать в диапазоне от 20 до 60 руб. в минуту. "Пользователи платят по тарифу в 1,5-2 раза больше стандартного как во время поездки, так и во время ожидания, а взамен получают возможность пользоваться автомобилем бизнес-класса",— говорит гендиректор Автоспеццентра Infiniti Алексей Забелкин.

Например, минута аренды Mercedes A180 у YouDrive стоит 13 руб., BMW 320i у Anytime обойдется в 16 руб., а цены на Porsche Macan в "Яндекс.Драйв" только начинаются от 20 руб./мин и сильно зависят от спроса. Средняя стоимость суточной аренды колеблется от 4 тыс. до 8 тыс. руб., причем за превышение лимита пробега (как правило, не более 100 км) придется доплачивать. Однако, арендовав сравнительно недорогую машину, можно разочароваться, предупреждает гендиректор ПАО "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов: "Не все пользователи считают существующие в каршеринге машины премиальными, так как это, как правило, самые дешевые модификации в линейке немецких производителей".

Почувствуйте разницу

"Помимо стоимости,— говорит сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова,— премиальные автомобили отличаются иным регламентом обслуживания: их чаще моют, в них доступны дорогие зарядные устройства, в целом за этими автомобилями пристальнее следят". Кроме того, такие машины не придется самостоятельно заправлять. Однако большого набора дополнительных услуг клиентам не предлагают. Некоторые операторы каршеринга доставляют машину к подъезду, говорит Алексей Забелкин, но это скорее исключение. Например, BelkaBlack такой услуги не имеет. "У нас есть возможность подключить допкаско, но машины к дому не пригоняем. Пользователи часто миксуют комфорт и премиум-класс, а если в пешей доступности нет никакого автомобиля, то просто вызывают такси",— говорит Екатерина Макарова.

Управляющий партнер коммуникационного агентства "Со-общение" Никита Степнов разочарован сервисом, поскольку процессы обслуживания клиентов и автомобилей, по его словам, ведутся теми же сотрудниками в рамках единых стандартов качества, а у компаний нет реального опыта организации сервиса высокого уровня. "Клиент, желающий арендовать такое авто, сталкивается с теми же проблемами — негарантированное техническое состояние, равно как и чистота салона и общая ухоженность автомобиля",— добавляет гендиректор сервиса Rent A Ride Александр Ладыгин. Кроме того, говорит он, премиальных автомобилей меньше, что ухудшает их доступность.

Тем не менее операторы наблюдают хороший спрос со стороны платежеспособных клиентов, которым не хочется заниматься вопросами обслуживания машины и поиском парковок. Кроме того, расчет делается на деловых людей, находящихся в командировках без личного автомобиля. "Премиальный каршеринг нужен тем, кто предпочитает доплачивать за комфорт и за внутреннее ощущение обладания статусным автомобилем",— говорит представитель компании--разработчика платформ для каршеринга Rightech Александр Коломиец. Он отмечает, что это еще и возможность попробовать разные автомобили, прежде чем выбрать наиболее подходящий в личное пользование. "Кроме того,— добавляет Алексей Забелкин,— премиальные автомобили с логотипом компании служат рекламой самого сервиса".

Среди клиентов немало обычных людей, которые хотят иметь возможность поездить на дорогом автомобиле, добавляет Дмитрий Зотов: "Люди могут позволить себе поездки в автомобиле, который не готовы купить. В тот момент, когда BelkaCar объявила о покупке первых Mercedes, в компанию поступило множество заявок на регистрацию в сервисе". На такие машины, утверждает Никита Степнов, есть высокий спрос со стороны мелких предпринимателей и людей, желающих пустить пыль в глаза. Этой категории клиентов Дмитрий Зотов опасается: "Подобные пользователи будут использовать машину для "вау-эффекта", эксплуатируя ее рискованно, а иногда даже агрессивно".

Полная версия материала