Насколько развит рынок Big Data в России? Каков его объем по сравнению с общемировым? Каковы перспективы использования этого инструмента в нашей стране?
Как и многие технологии последнего времени, Big Data в России является скорее поводом для восторженных разговоров о светлом будущем, нежели реальным инструментом. Причины этого в архаичном маркетинге, который не может реально использовать большие данные, а также в деградации правового поля - в первую очередь постоянно ужесточающемся законодательстве о персональных данных. В этих условиях главным реальным заказчиком проектов в области Big Data, имеющим конкретные цели, права и бюджет были и остаются правоохранительные органы и спецслужбы.
Каковы особенности рынка Big Data в России: какие основные его сферы и участники (поставщики инфраструктуры, разработчики алгоритмов, системные интеграторы, потребители и так далее) активны в настоящее время?
Ключевой особенностью российского рынка больших данных является то, что их передача за пределы собравшей компании затруднена законодательством о защите персональных данных. Играет свою роль и желание каждого владельца big data получить при объединении данных больше, чем отдать. В результате либо обработкой данных занимаются «дочки» владельцев данных и исключительно в интересах материнской компании, либо эти данные попадают на открытый рынок в предельно деперсонализированном формате - чаще всего в виде «сегментов», то есть принадлежности человека к некой группе, например «путешественники» или «поклонники бренда Х». Сделать с такими данными что-то более серьезное, чем показ рекламы, невозможно.
При этом использование Big Data для коммуникаций часто рассматривается потребителями как вторжение в личное пространство и вызывает неприятие. Например памятен недавний скандал с передаче Сбербанком своей дочерней компании Segmento обезличенных данных о покупках картхолдеров для использования в рекламной кампании McDonalds, вызвавший резкую реакцию в соцсетях.
Какие преимущества для бизнеса, несет в себе анализ больших данных?
Теоретически, анализ больших данных позволяет лучше узнать своего потребителя и продать ему востребованные им лично кастомизированне продукты. Но именно продуктовый маркетинг практически не приживается в России, так как требует от компаний большой гибкости в процессах и принятии продуктовых решений. Причем особенную проблему эта гибкость составляет для крупных компаний, как раз и владеющих большей частью Big Data.
В каких сферах российского бизнеса востребованы инструменты, связанные с анализом больших данных?
О заинтересованности в использовании Big Data говорят практически все, но реально используют большие данные пока только поисковые сервисы (все два), а также банки - в первую очередь, Сбербанк. Это связано как с относительной легкостью создания новых информационных и финансовых продуктов, так и с тем, что именно поисковики и банки обладают надпороговым объемом собственных больших данных, позволяющих извлекать паттерны потребительского поведения без объединения с информацией из других источников.
При этом ввод поисковыми системами новых сервисов на основе больших данных ведется с большой осторожностью, так как резкий рост эффективности таргетинга с использованием Big Data способен «обнажить» проблему качества их аудитории и отрицательно повлиять на рекламные доходы компаний.
Наиболее отстающими из крупных являются авиакомпании, обладающие значительным объемом Big Data, но, практически, не использующие их. Это в свою очередь связано с низким качеством информационных систем, а также традиционной слабостью маркетинга на рынке авиаперевозок, где компании, как и 50 лет назад, ориентированы на обслуживание не клиентов, а пассажиропотоков.
Что касается средних и малых компаний, то, по нашему опыту, им Big Data совершенно не интересна, даже если они, как например интернет-магазины могут собирать или уже обладают некоторым объемом таких данных и имеют возможность их монетизации. По отзывам управляющих и владельцев таких бизнесов, они не верят в пользу больших данных для себя и не хотят нарушать стройность существующей бизнес-модели «купили трафик – продали стандартный товар».
Материал подготовлен по запросу газеты КоммерсантЪ и частично вошел в статью
«Цифровая крепость».