ESG-повестка и PR – нужно ли все это российским компаниям?

ESG-повестка – следующий шаг в цепочке «КСО – Sustainability – ESG» и нацелена на обеспечение долгосрочной устойчивости компании через достижение целей устойчивого развития (sustainability) и снижение, таким образом, внешних рисков для ее кредиторов и инвесторов.

В отличие от концепции устойчивого развития, ключевыми целями которой были экология и социальная ответственность бизнеса, ESG включает блок корпоративного управления (governance), отдельно нацеленный на снижение рисков, связанных с деятельностью топ-менеджмента, таких как незаконное обогащение, коррупция и некомплектность в управлении бизнесом.

«Заказчиками» ESG-повестки являются профессиональные кредиторы и инвесторы компаний – банки, пенсионные и инвестиционные фонды, которые стремятся с помощью формальных инструментов (ESG-рейтингов) оценить влияние на ее будущие доходы (и стоимость бумаг) накапливаемых долгосрочных рисков, таких как грабительское отношение к природным ресурсам или коррупционные схемы, которые в последствии могут обернуться расследованиями и миллиардными штрафами.

ДЛЯ КОГО В РОССИИ ESG-ПОВЕСТКА ВАЖНА

В России ESG-повестка важна для тех, кто прямо или косвенно (через крупнейшие банки или андеррайтеров) занимает на западном рынке капитала. Мелким компаниям ESG-деятельность не нужна, да и непосильна. Несмотря на то, что рынок прямых зарубежных инвестиций практически закрыт, крупнейшие российские банки заявляют о формировании ESG-рейтингов и оценки заемщика по их параметрам, и это заставляет и локальные компании учитывать этот аспект.

К сожалению, практически для всех российских компаний ESG станет источником проблем, так как их стратегии в условиях коллапсирующей экономики, инфляции и отрезанности от западных рынков часто противоречат принципам устойчивого развития.

Основные ESG-риски для российских компаний:

  • Добыча полезных ископаемых – экологические риски, низкая социальная ответственность и проблемы при охране труда;

  • Промышленность, ритейл, сельское хозяйство – низкая социальная ответственность при коллапсирующей экономике;

  • Работа по госзаказу – коррупция, непрозрачное владение и корпоративное управление.


КАК ВЫГЛЯДИТ РОССИЙСКАЯ ESG-ПОВЕСТКА

В целом, в ESG-повестке мало нового, так как концепции социальной ответственности, качества корпоративного управления и даже устойчивого развития уже реализовывались российскими компаниями. Отличием в данном случае выступает опора ESG-стратегии на профиль долгосрочных рисков в указанных отраслях, с составления которого и нужно начать работу.

С производством все несложно, хотя довольно затратно. Например, наш клиент – производитель картонной упаковки Smurfit Kappa –реализует в России следующие ESG-программы:

При этом для других компаний профиль ESG-рисков может быть более сложным. Например, в разработке программного обеспечения долгосрочным риском в области социальной ответственности является высокий уровень сердечно-сосудистых заболеваний среди сотрудников, что требует программ на стыке здравоохранения, страхования и здорового образа жизни. А борьба с потреблением энергии путем замены офисных лампочек на энергосберегающие в качестве ESG-проекта для них не подойдет.

Существует также минимальный набор «must be» ESG-проектов, подходящих практически для любой компании:

В области экологии:

  • Снижение потребления энергии;

  • Снижение объема и переработка отходов и мусора.

В области социальной ответственности:

  • Расширение страховых пакетов сотрудников, включая страхование на случай сокращения - важнейшего риска в условиях нестабильной экономики;

  • Усиление безопасности труда на производстве и забота о здоровье сотрудников с учетом реальной специфики их деятельности;

  • Инвестиции в социальную инфраструктуру связанных территорий и населенных пунктов, особенно для предприятий, имеющих удаленные площадки.

В области корпоративного управления:

  • Обеспечение прозрачности закупок;

  • Обеспечение прозрачности и ограничение размера выплат топ-менеджменту (тренд 2021 года);

  • Публикация расширенной отчетности, включая закупки и уровень заработных плат.

ESG В ПИАРЕ И КОММУНИКАЦИЯХ

ESG-повестка требует специального оформления и в коммуникациях компании. Среди обязательных действий в этой области:

  • Создание и публикация ESG-профиля рисков и соответствующей стратегии;

  • Создание ESG-раздела на сайте и в годовом отчете, содержащих бриф стратегии, перечень проектов и новостей;

  • Маркировка соответствующих проектов как относящихся к ESG в новостях и пресс-релизах;

  • Периодический пивот ESG-стратегии в соответствии с выходящими схемами оценки банками и инвестиционными компаниями ESG-рисков.

Главное, что нужно помнить о ESG-трансформации – это то, что также, как и устойчивое развитие, такая деятельность не является коммуникационным проектом в чистом виде.

С одной стороны, она затратна настолько, что может временно ухудшить финансовые показатели даже крупной компании. Поэтому разработка ESG-программ должна вестись в рамках общего стратегического планирования и под руководством финансовой службы, определяющей доступные лимиты инвестиций в это направление на основе его влияния на стоимость привлекаемого капитала (WACC).

С другой стороны, строить «воздушные» ESG-проекты не просто непродуктивно, но и опасно. В отличие от таких привычных для российского бизнеса PR-инициатив, как высадка топ-менеджментом трех деревьев перед офисом, под наблюдением двух лояльных отраслевых журналистов, ESG-мероприятия, с большой долей вероятности, будут проверяться подразделением банка или специализированной консалтинговой компанией и не только по фотоотчетам.

Но что делать сейчас, если нет ни бюджета, ни понимания того, что нужно реализовать, а руководство требует результата здесь и сейчас? Можно пойти путем Сбера - написать пустую и красивую ESG-политику в пользу всего хорошего, но против всего плохого и сообщить СМИ, что компания сделала первый шаг в этом важном направлении.

Другие новости